Минэнерго оценило увеличение нагрузки на крупных бизнес при возврате к «последней миле» в 38,25 млрд руб в год, рост сетевого тарифа в 98%, — газета


Чиновники и эксперты не считают дополнительную нагрузку чрезмерной и не ждут, что она приведет к массовому уходу крупной промышленности на собственную генерацию. Однако компании с этим не согласны, по их версии возврат «последней мили» «отбросит отрасль в прошлое».

МОСКВА, 21 августа (BigpowerNews) — Дополнительная нагрузка на прямых
потребителей Федеральной сетевой компании (ФСК) в случае возврата к механизму
«последней мили» вырастет на 38,25 млрд. руб. в год и поднимет сетевой
тариф для них на 98%, следует из анализа Минэнерго, сообщает «Коммерсант»,
которому удалось ознакомиться с документом. Почти половину,
18,9 млрд. руб., придется заплатить металлургам. По данным газеты,
поручение провести анализ министерство получило на совещании у вице–премьера
Дмитрия Козака 26 июля.

«Последняя миля» применяется с 2005 года: крупные потребители, напрямую
присоединенные к магистральным сетям, платили и тариф распредсетей
(территориальных сетевых организаций, ТСО). Перекрестное субсидирование
позволяло снижать тарифы для мелких и средних потребителей. В большей части
регионов механизм прекратил действовать в июле 2017 года, но в четырех он
продлен до 2029 года. «Перекрестка» осталась и в других секторах: например,
энерготарифы для населения занижены, разницу перекладывают на юрлиц. В
правительстве возобновили обсуждение проблемы «перекрестки» в энергетике из–за
ее роста. По расчетам Минэнерго, размер «перекрестки» в 2018 году составит
313 млрд. руб., но из них в тарифах сетей учтено лишь 218,2 млрд.
руб.

По информации «Коммерсанта», Министерство предлагает равномерно распределить
объем субсидирования на всех потребителей, кроме населения, и дифференцировать
единый тариф ФСК (что, по сути, приведет к возврату «последней мили»). Основной
аргумент Минэнерго — крупные потребители, подключенные к сетям ФСК, не несут
социальной нагрузки по перекрестному субсидированию, что дает им
«дополнительные экономические преференции по отношению к малому и среднему
бизнесу». Доля сетевой составляющей в конечной энергоцене потребителя ТСО, по
оценке министерства,— 35–56% (зависит от напряжения), у потребителя
магистральных сетей — 14%. Реализация идеи чиновников снизит стоимость услуг
ТСО на 26%, тариф для малого и среднего бизнеса упадет на 4–5%, пишет
газета.

В Минэнерго объясняют рост «перекрестки» (и тарифов ТСО) увеличением
энергопотребления населения. При этом полезный отпуск электроэнергии в
распредсетях в 2013–2017 годах снизился на 5,4%, до 567,3 млн. кВт•ч в год
(данные «Россетей»). Для населения он вырос на 17%, до 70,3 млн. кВт•ч,
для прочих потребителей сократился почти на 8%, до 497,5 млн. кВт•ч. В
магистральных сетях за тот же период отпуск вырос на 5,26%, до 547,4 млн.
кВт•ч, но у прямых потребителей ФСК — сразу на 26,65%, до 120 млн. кВт•ч,
для ТСО же — лишь на 0,46%, до 426,5 млн. кВт•ч.

Рост тарифа теоретически может спровоцировать уход крупных потребителей на
собственную генерацию, но в Минэнерго уверены, что этого не произойдет.

Риски перехода бизнеса на собственные газопоршневые станции анализировал
«Совет рынка» (регулятор энергорынков): дифференциация тарифа ФСК снижает долю
потребителей, для которых выгодно строить свою генерацию, на
7,4 процентного пункта, до 18%, при расчете на быструю окупаемость (IRR —
20%) и на 1,7 процентного пункта, до 41,3%, если IRR — 14% («интенсивный»
сценарий). Наталья Порохова из АКРА считает, что дифференциация тарифа ФСК не
приведет автоматически к росту собственной генерации, поскольку энергоцена для
крупных потребителей будет все равно на 10–15% ниже цены окупаемости
собственной генерации, пишет «Коммерсант».

В Минэнерго, «Россетях» и ФСК от комментариев отказались. В ФАС и
Минэкономики пока изучают материалы Минэнерго, сообщает издание. По информации
газеты, замглавы ФАС Виталий Королев в письме в Минэнерго от 3 августа
сообщал, что дифференциация тарифа ФСК приведет к существенному росту тарифов
на услуги компании и дискриминации потребителей, ускорит их переход на свою
генерацию, «а также дестимулирует борьбу с перекрестным субсидированием в
субъектах РФ». Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев
отмечает, что Минэнерго «оперирует примитивным расчетом», не учитывающим
динамику оптовых энергоцен и широту применяемых технологий распределенной
генерации. Предложенная ведомством ревизия решения об отмене «последней мили»,
подчеркивает он, «откатывает решение задачи перекрестного субсидирования на
пять лет назад», заключает «Коммерсант».

Минэнерго предлагает с ростом НДС индексировать тарифы ЖКХ с января на 1,7%, с июля на 4%
ФАС готовит перечень численных характеристик для определения доминирующего положения участника ОРЭМ с долей мощности в границах ЗСП меньше 20% (версия 1)

Опубликовано: 22-08-2018 В рубрике : Лента

Яндекс.Метрика