МЭР по поручению Силуанова переписало законопроект ФАС о тарифном регулировании, он сильно сокращен и включает несколько новых идей, — газета


Минэкономики исходит из того, что тарифы должны обеспечивать только операционную деятельность инфраструктурных госмонополий, поддержку инфраструктуры, социально значимые инвестиции и прибыльность активов на уровне 1–5%. Коммерческие же проекты должны компенсировать сетям стоимость своего подключения, а при наличии у них социальной значимости — получать господдержку, но не увеличивать нагрузку на всех потребителей. Работу над проектом ведомству поручил первый вице–премьер Антон Силуанов: документ должен оказаться в Госдуме до конца года. В энергетике подход Минэкономики называют шагом назад, опасаясь непрозрачности формирования платы за присоединение проектов по новой схеме.

МОСКВА, 3 декабря (BigpowerNews) — Минэкономики по поручению первого
вице–премьера Антона Силуанова переработало и направило в его секретариат
законопроект ФАС о тарифном регулировании, подтвердили «Коммерсанту» в Белом
доме. По данным газеты, в версии министерства документ существенно сокращен,
содержит описание общих идеологических подходов к вопросам тарифного
регулирования и не затрагивает деталей отраслевой ценовой политики. Внесения до
1 января 2019 года в Госдуму нового законопроекта о тарифах требует указ
президента, утвердивший Национальный план развития конкуренции, чего активно
добивался глава ФАС Игорь Артемьев. Однако тарифный проект самой ФАС вызвал
массовые возражения рынков и ведомств и был внесен службой в правительство 8
ноября с возражениями — основные сводились как раз к вмешательству ФАС в дела
отраслей, напоминает «Коммерсант».

Минэкономики, переписавшее проект ФАС, среди принципов регулирования цен
называет баланс интересов сетей и потребителей. У последних, пишет газета,
будет право блокировать решения о повышении тарифа выше уровня инфляции. Кроме
того, среди принципиальных положений тарифного регулирования указываются
обязательный учет в тарифах расходов на плановое обновление фондов монополий и
обслуживание инфраструктуры, учет рентабельности активов сетей на уровне 1–5%
от их стоимости и раздельный учет рыночной доходности их инвестиций. Также
ведомство настаивает на гарантиях сохранения за госмонополиями экономии от их
операционной деятельности. Саму эту деятельность предлагается оценивать двумя
методами — либо эталонным (метод сопоставимых рынков), либо комплексным аудитом
расходов.

При установлении регулируемых цен предлагается исходить из расчета
необходимой валовой выручки регулируемых организаций. Инвестпроекты же,
претендующие на подключение к инфраструктурным сетям с регулируемыми ценами,
предлагается разделить на те, которые могут рассчитывать на финансирование
своего подключения за счет тарифной надбавки «для всех» (в ведомстве их
описывают как инвестпроекты в интересах неопределенного круга лиц),— и проекты
в интересах конкретных компаний. Последним придется заключать с сетями
соглашения об инвестсоставляющей тарифа и плате за присоединение конкретно для
проекта, пишет «Коммерсант». По словам источника издания в ведомстве, такой
подход исключит из числа новых инвестпроектов неэффективные. «Если без тарифной
надбавки для всех новый завод нерентабелен — не надо его строить»,— говорит
собеседник газеты. «Если же от инвестпроекта ожидается бюджетный эффект — в
расширение сетей или субсидирование самой компании должен вкладываться бюджет.
То же относится к территориям, где инвестор один (моногорода, крупные
промышленные предприятия),— вопрос таких инвестиций должен решаться на уровне
властей с учетом бюджетного и социального эффекта, но не за счет повышения
тарифов». Отметим, что идеологически такой подход совпадает с реформой
господдержки промышленности, инициированной вице–премьером Дмитрием Козаком — в
ее рамках эффективность затрат государства на господдержку компаниям придется
доказывать ростом экспорта и выпуска,— впрочем, оба документа готовились в
подразделениях Минэкономики, которые курирует замглавы ведомства Михаил
Расстригин.

«Коммерсант» отмечает, что идея Минэкономики уже реализована, например, при
подключении новых месторождений к системе «Транснефти» — инвестор в добычу
платит повышенный инвесттариф на прокачку по новому трубопроводу. В
электросетях ситуация иная — там на рубеже 2000–2010–х годов был введен
заявительный принцип, сети обязали расширять мощности для новых потребителей, а
возврат инвестиций закладывается в общий тариф на передачу электроэнергии.
Ранее расходы на техприсоединение возлагались на инвестора — и иногда доступ к
инфраструктуре оказывался дороже самого инвестпроекта. Сейчас инвестор платит
за «последнюю милю» техприсоединения, крупные инвестпроекты подключают по
индивидуальному проекту, куда нередко включают расширение сетей, пояснили в
«Сообществе потребителей энергии». Расширение сетей под техприсоединение
небольших потребителей закладывается в общий тариф на передачу, но ранее
монополии включали в индивидуальный платеж мероприятия, не связанные с
конкретным подключением, что приводило к злоупотреблениям и коррупции, говорят
там. Критериев для разделения расходов на общие и индивидуальные так и не
появилось, возможности и стимулы для злоупотреблений не исчезли, поэтому
возврат к полной оплате техприсоединения выглядит как шаг назад к снижению
эффективности инфраструктуры, отметили в ассоциации.

Вводить новое тарифное регулирование в действие в Минэкономики предлагают с
1 июля 2020 года. До приведения отраслевых норм в соответствие с ним они
«применяются в части, не противоречащей настоящему закону», при этом до 1 июля
2023 года вводится переходный период, в течение которого поэтапно перейти на
тарифные методы сопоставимых рынков (эталонных расходов) и комплексной
экспертизы расходов должны будут все без исключения отрасли, пишет
«Коммерсант».

Две новые СЭС общей мощностью 25 МВт начали работать в Саратовской обл
ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ В НОЯБРЕ 2018

Опубликовано: 04-12-2018 В рубрике : Лента

Яндекс.Метрика