Краткий обзор Постановления Правительства РФ от 25 января 2019г № 43 «О проведении отборов проектов модернизации генобъектов ТЭС»


Автор: Юрий Татаринов, советник Практики по проектам в
энергетике юридической фирмы VEGAS LEX специально для BigpowerNews

МОСКВА, 31 января (BigpowerNews) — Принятым в рамках исполнения поручений
Президента РФ от 12 декабря 2017 года № Пр-2530 и Правительства РФ от 16
декабря 2017 года № АД-П9−8408 в целях привлечения инвестиций в модернизацию
тепловой генерации в условиях общих экономических ограничений Постановлением
Правительства РФ от 25 января 2019 года № 43 «О проведении отборов проектов
модернизации генерирующих объектов» (далее – постановление № 43):

—  Определены критерии отбора для участия в конкурсе по
модернизации объектов генерации, такие как возраст и/или востребованность
генерирующего оборудования в энергосистеме.

—  Установлены требования к содержанию ценовых заявок для целей
участия в отборе:

o   капитальные затраты на реализацию проекта модернизации;

o   удельные эксплуатационные затраты;

o   отношение переменных затрат к цене рынка на сутки вперед.

—  Предусмотрены правила расчета типовых капитальных затрат для
различных проектов модернизации (в зависимости от вида и типа оборудования), а
также предельных (максимальных и минимальных) капитальных затрат.

—  Установлены требования по локализации производства нового
генерирующего оборудования, вводимого по итогам реализации проектов, на уровне
не менее 90%. В случае невыполнения требований по локализации, оплата мощности
будет осуществляться без учета капитальных затрат поставщика.

Постановление вступает в силу по истечении 7 дней после официального
опубликования (30 января 2019 года).

Постановлением № 43 утверждены:

1. Правила определения величин предельных (максимальных и
минимальных) капитальных затрат на реализацию проектов модернизации
генерирующих объектов тепловых электростанций.

2. Правила индексации величин типовых капитальных затрат на
реализацию проектов модернизации генерирующих объектов тепловых
электростанций.

3. Изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по
вопросам проведения отборов проектов модернизации генерирующих объектов
тепловых электростанций, прежде всего – в Правила оптового рынка электрической
энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря
2010 г. № 1172 (далее – Правила № 1172), а также в следующие нормативные
правовые акты:

—  Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных
программ субъектов электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства
РФ от 01 декабря 2009 года № 977 «Об инвестиционных программах субъектов
электроэнергетики»;

—  Правила определения цены на мощность, продаваемую по договорам
о предоставлении мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13
апреля 2010 года № 238 «Об определении ценовых параметров торговли мощностью на
оптовом рынке электрической энергии и мощности»;

—  Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в
электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 декабря
2011 года № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в
электроэнергетике»;

—  Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные
постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О
ценообразовании в сфере теплоснабжении».

Постановлением № 43 предписано:

—  В срок до 1 июля 2019 года: Министерству
энергетики РФ совместно с Министерством экономического развития РФ и
Федеральной антимонопольной службой представить в Правительство РФ проект
нормативного правового акта, определяющего (1) механизм и источники компенсации
затрат на модернизацию (реконструкцию) или строительство генерирующих объектов
тепловых электростанций в неценовых зонах оптового рынка электрической энергии
и мощности, а также (2) порядок определения регулируемых цен (тарифов) на
электрическую энергию и мощность в отношении таких генерирующих объектов.

—  В 2−недельный срок: Министерству промышленности и
торговли РФ совместно с Министерством энергетики РФ представить в Правительство
РФ проект акта Правительства РФ, определяющего перечень инновационного
энергетического оборудования — образцов оборудования угольных электростанций с
параметрами пара не менее 23 МПа с улучшенными экологическими характеристиками
и экспериментальных образцов газовых турбин с установленной мощностью 65 МВт и
более.

—  В месячный срок: Министерству промышленности и
торговли РФ по согласованию с Министерством энергетики РФ утвердить перечень
оборудования, эксплуатируемого по итогам реализации проектов модернизации
генерирующих объектов тепловых электростанций, в отношении которого необходимо
получить заключение о подтверждении производства промышленной продукции на
территории РФ, для каждого мероприятия по модернизации, которое может быть
предусмотрено проектом модернизации генерирующих объектов тепловых
электростанций из числа мероприятий, указанных в пункте 266 Правил № 1172.

Постановлением № 43 установлено, что:

—  ценовые заявки для участия в отборе проектов модернизации
генерирующих объектов тепловых электростанций с началом поставки мощности в
период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2024 г.

o   принимаются в сроки, установленные договором о присоединении к
торговой системе оптового рынка, но не позднее 60 календарных дней со дня
вступления в силу настоящего постановления
;

—  долгосрочные конкурентные отборы мощности с датами начала
поставки мощности с 1 января 2022 г., с 1 января 2023 г. и с 1 января 2024
г.

o   проводятся в сроки, установленные договором о присоединении к
торговой системе оптового рынка, но не позднее 45 календарных дней со
дня опубликования предусмотренного пунктом 278 Правил № 1172, перечня
генерирующих объектов, мощность которых поставляется по договорам купли-продажи
(поставки) мощности модернизированных генерирующих объектов, утверждаемого
Правительством РФ на основании результатов отбора проектов модернизации
генерирующих объектов тепловых электростанций с началом поставки мощности в
период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2024 г.,

—  и при их проведении используются прогнозируемые в год
поставки объемы максимального часового потребления электрической энергии в
каждой ценовой зоне, которые подлежали бы использованию при проведении таких
долгосрочных конкурентных отборов мощности в 2018 году.

Механизм привлечения инвестиций согласно постановлению №
43

Утвержденный постановлением № 43 механизм привлечения инвестиций в
модернизацию тепловых электростанций, который предусматривает следующие
ключевые особенности:

—  конкурсный отбор проектов модернизации с критерием отбора –
минимальная удельная стоимость электроэнергии и мощности модернизированного
объекта генерации (расчетная одноставочная цена, LCOE (Средняя расчётная
себестоимость производства электроэнергии на протяжении всего жизненного цикла
электростанции (включая все возможные инвестиции, затраты и доходы);

—  ежегодная квота на отбор проектов: 3 ГВт в 2022 году, далее по
4 ГВт в год;

—  отборы проводятся до 2025 года с началом поставки не позднее
2031 года, суммарное ограничение на объем модернизируемой мощности 39 ГВт;

—  оплата мощности отобранных проектов в течение первых 12
месяцев только по заявленным условно-постоянным затратам, а начиная со второго
года поставки в течение 15 лет с учетом возврата капитальных затрат, базовая
доходность по проектам установлена на уровне 14%,
с корректировкой по методике Минэкономразвития России (на время реализации
проекта модернизации мощность потребителями не оплачивается).

Механизм определения величин предельных (максимальных и минимальных)
капитальных затрат на реализацию проектов модернизации генерирующих объектов
тепловых электростанций

Согласно вносимых постановлением № 43 изменений (раздел XX Правил №
1172):

—  Цель проведения отбора проектов модернизации генерирующих
объектов тепловых электростанций состоит в определении перечня проектов и
генерирующих объектов для формирования перечня генерирующих объектов, мощность
которых поставляется по договорам купли-продажи (поставки) мощности
модернизированных генерирующих объектов, утверждаемого Правительством РФ на
основании результатов отбора проектов модернизации генерирующих объектов
тепловых электростанций, в отношении которых будут заключены договоры
купли-продажи (поставки) мощности модернизированных генерирующих объектов.

—  В период с 2019 по 2025 год (включительно) отбор проектов
модернизации проводится ежегодно с приемом ценовых заявок на участие в отборе
проектов модернизации до 1 сентября и с началом поставки мощности по его итогам
в году, наступающем через 5 календарных лет после года проведения отбора
проектов модернизации.

—  Отбор проектов модернизации с началом поставки мощности в
период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года проводится в сроки,
установленные Правительством РФ.

—  Отбор проектов модернизации проводится системным оператором в
порядке, определенном Правилами № 1172 и договором о присоединении к торговой
системе оптового рынка.

—  Значения максимальной совокупной установленной мощности
генерирующих объектов, которые могут быть определены по итогам отбора проектов
модернизации, для каждой ценовой зоны оптового рынка для каждого года периода
начала поставки мощности по итогам отбора проектов модернизации устанавливаются
Правительством РФ на основе генеральной схемы размещения объектов
электроэнергетики, утверждаемой Правительством РФ, и не могут превышать для
2022 года для первой ценовой зоны оптового рынка 2,4 ГВт и для второй ценовой
зоны оптового рынка 0,6 ГВт, а для последующих годов для первой ценовой зоны
оптового рынка — 3,2 ГВт и для второй ценовой зоны оптового рынка — 0,8
ГВт.

—  Оборудование, эксплуатируемое по итогам реализации проектов
модернизации, должно соответствовать критериям подтверждения производства
промышленной продукции на территории РФ, установленным постановлением
Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства
промышленной продукции на территории РФ».

—  Перечень оборудования, к которому применяются требования по
локализации, утверждается Министерством промышленности и торговли РФ.

Критерии отбора проектов модернизации

При отборе проектов модернизации подлежат рассмотрению проекты, содержащие
одно или несколько следующих мероприятий, указанных в приведенных ниже
подпункте A и (или) подпункте B, которые также могут быть дополнены одним или
несколькими сопутствующими мероприятиями, указанными в подпункте C:

A. модернизация котельного оборудования,
которая заключается в реализации любого из следующих мероприятий:

—  комплексная замена котлоагрегата (котлоагрегатов);

—  замена основных частей котлоагрегата, предусматривающая замену
в полном объеме барабана котлоагрегата (не требуется для прямоточных котлов),
пароперегревателей котлоагрегата, топочного экрана котлоагрегата, перепускных
трубопроводов с арматурой по пароводяному тракту парового котлоагрегата;

B. модернизация турбинного
оборудования, которая заключается в реализации любого из следующих
мероприятий:

—  комплексная замена паровой турбины (паровых турбин) на паровую
турбину (паровые турбины);

—  перевод генерирующего объекта, работающего с использованием
паросилового цикла, в работу с использованием парогазового цикла за счет
надстройки генерирующего объекта газовой турбиной;

—  замена цилиндра высокого давления;

—  замена цилиндра высокого давления с заменой (модернизацией)
части (цилиндра) среднего давления турбины с промежуточным перегревом пара;

—  замена цилиндра высокого давления с заменой (модернизацией)
части (цилиндра) среднего давления (или части среднего и низкого давления)
турбины без промежуточного перегрева пара;

—  замена цилиндра высокого давления с заменой (модернизацией)
цилиндра низкого давления турбины;

C. сопутствующие мероприятия:

—  комплексная замена генератора;

—  замена ротора генератора;

—  строительство градирни и циркуляционной насосной станции;

—  замена регенеративных подогревателей;

—  замена трубопроводов острого пара, и (или) промперегрева, и
(или) питательной воды технологического соединения «котел-турбина»;

—  замена (установка) золоулавливающего оборудования;

—  замена (строительство) дымовой трубы на угольной
электростанции;

—  замена (строительство) систем приема подготовки и
распределения топлива на угольной электростанции;

—  строительство нового (реконструкция или расширение)
существующего главного корпуса с необходимыми инженерными системами под монтаж
котла, котла-утилизатора, газовой турбины, генератора, паровой турбины;

—  строительство нового золоотвала или реконструкция золоотвала с
увеличением емкости;

—  замена барабана котлоагрегата;

—  замена пароперегревателей котлоагрегата;

—  замена топочного экрана котлоагрегата;

—  замена перепускных трубопроводов с арматурой по пароводяному
тракту парового котлоагрегата.

Не допускается включение в проект модернизации мероприятий, реализованных до
проведения отбора проектов модернизации.

Требования к участникам и порядок отбора проектов модернизации

В отборе проектов модернизации могут участвовать поставщики — участники
оптового рынка, осуществляющие поставку (покупку) электрической энергии и
мощности на оптовом рынке с использованием групп точек поставки,
зарегистрированных в отношении генерирующих объектов, при условии выполнения
такими участниками оптового рынка требований, установленных настоящими
Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Генерирующие объекты, в отношении которых поставщик вправе участвовать в отборе
проектов модернизации, должны соответствовать следующим критериям:

1)      для генерирующих объектов, в отношении
которых планируется реализация мероприятий по модернизации, год выпуска
котлоагрегата наступил ранее чем за 40 лет до года начала поставки мощности по
итогам соответствующего отбора проектов модернизации;

2)      генерирующий объект, в отношении которого
планируется реализация мероприятий по модернизации, по состоянию на 1 января
года, в котором проводится отбор проектов модернизации, должен быть
задействован в работе не менее:

—  270000 часов — для генерирующих объектов, в состав которых
входит турбина с давлением острого пара 10 МПа и менее;

—  220000 часов — для генерирующих объектов, в состав которых
входит турбина с установленной мощностью менее 350 МВт и давлением острого пара
более 10 МПа;

—  100000 часов — для генерирующих объектов, в состав которых
входит турбина с установленной мощностью 350 МВт и более и давлением острого
пара более 10 МПа;

3)      показатель востребованности мощности
генерирующего объекта, рассчитанный за период, состоящий из 24 месяцев,
предшествующих месяцу, в котором устанавливается соответствие генерирующих
объектов настоящему критерию (без учета периодов проведения плановых ремонтов
соответствующих генерирующих объектов, не превышающих 360 календарных дней),
имеет значение не менее 0,4. Данный критерий не применяется в отношении
проектов модернизации, предусматривающих перевод генерирующего объекта,
работающего с использованием паросилового цикла, в работу с использованием
парогазового цикла;

4)      в отношении генерирующего объекта
отсутствует решение о согласовании вывода из эксплуатации, выданное после 1
января 2019 г. уполномоченным органом в соответствии с Правилами вывода
объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации;

5)      мощность генерирующего объекта не
поставляется по договорам о предоставлении мощности по состоянию на 1−е число
месяца, в котором устанавливается соответствие генерирующих объектов настоящему
критерию.

Участники проектов модернизации в течение периода подачи ценовых заявок на
участие в отборе проектов модернизации в порядке, установленном договором о
присоединении к торговой системе оптового рынка, направляют системному
оператору ценовые заявки на участие в отборе проектов модернизации.

В ходе отбора проектов модернизации определяются проекты модернизации и
соответствующие генерирующие объекты с наименьшими значениями показателя
эффективности, для которых одновременно выполняются следующие условия:

—  суммарное снижение установленной мощности генерирующих
объектов, расположенных на одной территории, в каждом месяце периода реализации
проекта модернизации (с учетом возможности изменения месяца начала поставки
мощности) не превышает значение максимального совокупного снижения
установленной мощности генерирующих объектов, в отношении которых одновременно
реализуются проекты модернизации;

—  суммарный объем установленной мощности генерирующих объектов,
расположенных на территории одной ценовой зоны оптового рынка, для каждого года
периода начала поставки мощности по итогам отбора проектов модернизации не
превышает значение максимальной совокупной установленной мощности генерирующих
объектов, которые могут быть определены по итогам отбора проектов модернизации,
умноженное на коэффициент 0,85 и увеличенное на разницу соответствующего
ограничения объема совокупной установленной мощности, которое использовалось
при проведении отбора проектов модернизации на предшествующий календарный год,
и суммарного объема мощности генерирующих объектов, включенных в отношении
предшествующего календарного года и соответствующей ценовой зоны оптового рынка
в предварительный график реализации проектов модернизации.

Для проектов модернизации с равными значениями показателя эффективности
приоритет при отборе проектов модернизации устанавливается с учетом отбора:

—  в первую очередь проекта модернизации, заявленного в отношении
генерирующего объекта, с использованием которого осуществляется выработка
тепловой энергии,

—  во вторую очередь — проекта модернизации, заявленного в
отношении генерирующего объекта, расположенного на территории с меньшим
значением максимального совокупного снижения установленной мощности
генерирующих объектов, в отношении которых могут одновременно реализовываться
проекты модернизации,

—  в третью очередь — проекта модернизации, в отношении которого
ценовая заявка на участие в отборе проектов модернизации была подана
раньше.

В перечень, утверждаемый Правительством РФ на основании результатов отбора
проектов модернизации, включаются генерирующие объекты:

—  включенные в предварительный график реализации проектов
модернизации, а также,

—  генерирующие объекты, определенные решением Правительственной
комиссии по вопросам развития электроэнергетики,

—  с указанием для каждого генерирующего объекта:

—  перечня мероприятий по модернизации и периода реализации
проекта модернизации,

—  объема установленной мощности после реализации проекта
модернизации,

—  стоимостных параметров,

—  значения коэффициента использования установленной мощности для
отбора проектов модернизации, и,

—  планируемого месяца начала поставки мощности по окончании
реализации проекта модернизации.

В случае отсутствия подтверждения выполнения требований по локализации
соответствующее мероприятие по модернизации считается невыполненным.

Утвержденные постановлением № 43 Правилам определения величин предельных
(максимальных и минимальных) капитальных затрат на реализацию проектов
модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций предусматривают
порядок определения:

—  величины типовых капитальных затрат на
реализацию мероприятий
по модернизации объекта генерации;

—  величины предельных максимальных и минимальных капитальных
затрат
на реализацию мероприятий по модернизации объекта
генерации;

—  величины предельных максимальных и минимальных капитальных
затрат на реализацию проекта по модернизации объекта генерации.

ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ В ЯНВАРЕ 2019
Титов оценивает потенциал снижения тарифов монополий в 30%

Опубликовано: 01-02-2019 В рубрике : Лента

Самое популярное:


Яндекс.Метрика