Дизайн как самостоятельный вид творчества


Повернуть технику «лицом к человеку», подчинить абстрактную логику ее внутреннего развития логике человеческих потребностей и отношений, одухотворить «вторую природу» общества, противопоставить стихийности и техницизму социальную целесообразность и подлинно гуманистические основы формирования искусственной среды в этом состоит общественное назначение дизайна, его смысл.

Можно говорить о тех или иных связях с ремеслом или мануфактурой, но прежде всего дизайн — непременный атрибут индустриальной эпохи, типичное детище XX века. Он возник, когда ремесленника заменила машина. когда на смену любовной обработке вещи, предназначенной определенному лицу, для определенного интерьера, пришел массовый выпуск стандартных изделий, когда традиционный круг подчеркнуто индивидуализированных «рукотворных» вещей начал стремительно вытесняться обезличенной серийной продукцией.

Облик мира, характер жизнедеятельности людей все в большей степени стали определяться изделиями, отштампованными по законам машинной логики. Нарастающий поток таких изделий начал выходить из-под контроля людей. Необходимо было особое средство «очеловечивания» техники. И здесь на помощь пришел дизайн.

Дизайн уже давно вырос из колыбели и оформился — творчески и организационно — в самостоятельную сферу созидательной деятельности. Его уже никакими силами нельзя обратно вогнать в лоно архитектуры или искусства. Нельзя и не нужно. Неизмеримо важнее развивать заложенные в нем потенции к взаимодействию с архитектурой и искусством.

Древность вообще не знала жесткого разделения видов творческой деятельности. В сущности, было одно понятие — «технэ» (по-гречески) или «аре» (по-латыни). Жесткое разделение принесла с собой эпоха капитализма. Для прошлого (в докапиталистическую эпоху) и для будущего (в послекапиталистическую эпоху) такое — подчеркнем еще раз — жесткое разделение невозможно.

При сохранении и постоянном увеличении роли искусства как средства познания действительности, как формы общественного сознания, сохранится и тенденция к синтезу различных видов творческой деятельности.

Сложность разграничения архитектуры и дизайна
Генезис и внутренняя логика

Опубликовано: 20-01-2015 В рубрике : Строительство

Яндекс.Метрика