Целостность среды и идея интегрального проектирования


106

Таким образом, предметно-вещевой комплекс быта и его архитектурно-пространственная организация находятся в теснейшем взаимодействии и взаимообусловленности. Наличие столь актуальных взаимосвязей раскрывает специфическую природу жилой среды.

Она обрисовывается как особое предметно-пространственное единство, целостный объект исследования и комплексного проектирования. Осознание среды как особого феномена выступает обязательным условием результативной разработки любой из составляющих ее частей.

Но правомерна ли в принципе выдвигаемая нами концепция среды как целостности, не является ли понятие среды сугубо теоретической абстракцией? С точки зрения товарных отношений жилая среда, действительно, — просто фикция, поскольку не является законченным и предназначенным для продажи продуктом какого-либо определенного вида производства.

И коль скоро ни одна отрасль промышленности не выпускает в качестве завершенного (конечного) и предназначенного для продажи продукта жилую среду, то таковая с точки зрения товарного производства является понятием фиктивным, умозрительным, лишенным жизненной полноты и конкретности. Именно поэтому понятие жилой среды до сих пор отчетливо не выкристаллизовалось, не вышло на передний край науки.

Тем не менее жилая среда -высшая реальность, особенно с точки зрения потребления, ибо практически все продукты производства как бы «раскрываются» навстречу человеку и в полной мере обретают свои потребительские качества именно во взаимной связи, в контексте среды. В известном смысле понятие среды реальнее любой конкретной, чувственно осязаемой вещи.

В самом деле, что есть стул вне человеческих потребностей, вне искусственно созданной человеком среды? — полнейшая бессмыслица, нелепый предмет нелепой конфигурации, совершенно чуждый любому естественному, природному окружению. Более того, любая вещь приобретает (или сохраняет) свой смысл только в строго определенной, «своей собственной» среде: европейский обеденный стол в японском традиционном жилище столь же бессмыслен, как и в природном окружении.

Эффективное потребление конкретных вещей возможно лишь в рамках той среды, где их назначение органично сплетается с совокупностью всех иных функций. Именно поэтому феномен среды должен быть составлен и оценен выше любой отдельно взятой конкретной вещи.

Деятельность пионеров дизайна
Дизайн как самостоятельный вид творчества

Опубликовано: 20-01-2015 В рубрике : Строительство

Яндекс.Метрика